Русский язык. Готовимся к экзаменам


Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013
1.Внимательно читаем задание. Обращаем внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. 
2.Знакомимся с высказыванием.Подчеркиваем самые важные в высказывании слова. Определяем его смысл (о  богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.)
3.Определяем, о каких языковых явлениях идет речь.4.Пишем вступление (Высказывание о языке, его объяснение; позиция автора высказывания, мое отношение к позиции автора): Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...



Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.Можно применить цитированиенапример:
        К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и 
без цитированиянапример:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 
или:        Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.или:
        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.5.Основная часть. Аргументы и примеры.
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста...


Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

примеров должно быть 2;
примеры должны быть из указанного текста;
пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Например: 
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2.
 Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

6.В заключительной части сочинения делаемя вывод из всего сказанного.Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.Начать вывод можно следующими словами и фразами:Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...В итоге можно прийти к такому выводу: В заключение можно сказать, что ...Мы убеждаемся в том, что ...Обобщая сказанное, ...Из этого следует, что ...

Например:
        Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
    а) аргумент-пример №1;
    б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. 
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.
сайт "Капканы ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.


сайт "Капканы ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
дидактические материалы Сафиной Р.Г.;
ЕГЭ 2013. Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.


Ученические сочинения
Ксения Глазунова




«Нет таких красок, звуков, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в
нашем языке точного выражения». (К. Г. Паустовский) Я согласна с высказыванием К. Г. Паустовского, так как русский язык настолько богат, самобытен и многообразен, что, подобрав точное слово или выражение, можно донести до людей любую идею, мысль. Докажем тезис на примерах из текста.

       Во-первых,сравнение, как средство художественной изобразительности, помогает создать образ героя и передать авторскую идею. Так, в предложении 20 «Олень стоял, как изваяние» использовано сравнение «стоял, как изваяние», то есть без движения. В данном предложении сравнение помогает передать неподвижность оленя, связанную с удивлением и испугом от встречи с охотником. Таким образом, сравнение помогает донести авторскую мысль и сделать речь более образной и выразительной.

     Во-вторых, правильно и точное употребление наречий может помочь в характеристике звуков. Так, в предложении 16 «Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо…» использованы наречия «неуверенно» и «слабо», которые дают оценку внутреннего голоса Яна в тот момент. С помощью этих наречий автор дает нам понять, как нетвердо и чуть слышно звучал этот голос. Следовательно, с помощью наречий можно передать характер звучания голоса.

       Таким образом, богатство и многообразие русского языка позволяют нам выразить любые чувства, краски, образы и звуки.
Павлова Д.

«Качественные имена прилагательные имеют в отличие от относительных, целый набор грамматических признаков, по которым сравнительно легко определить разряд». Утверждение, безусловно, верно. Качественные прилагательные обозначают свойства предмета, а относительные – признак предмета через  отношение этого предмета к другому предмету, действию, признаку. Качественные имена прилагательные имеют большое количество характерных грамматических особенностей, по которым просто отличить прилагательные данного разряда от других. Приведу примеры из текста А. Лиханова.
Во-первых,только качественные имена прилагательные обозначают признак, который может проявлятьсяв большей или меньшей степени. Например, в предложении 26 «Детский писк становился внятнее, отчетливее, и Коля открыл белую дверь; в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы» употреблены качественные прилагательные «внятнее» и «отчётливее» в простой сравнительное форме. С помощью данных имён прилагательных показано постепенное усиление звуков.
Во-вторых,только качественные прилагательные имеют краткую форму. Так, в предложении 22«Станешь ещё более… одинок» употреблено краткое качественное прилагательное «более одинок». Если заменить прилагательное в краткой форме на полное прилагательное, несколько изменится смысл предложения. Краткое прилагательное указывает на состояние предмета или лица и отвечает на вопрос «каков?», а полное – на признак, характеристику и отвечает на вопрос «какой?».
Таким образом, действительно, «качественные имена прилагательные имеют в отличие от
относительных, целый набор грамматических признаков, по которым сравнительно легко определить разряд»
В. Г. Белинский утверждал: «Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… Какое богатство для изображения действительности заключается в русских глаголах, имеющих виды!». Не могу не согласиться с мнением русского философа, ведь, действительно, одним из свойств глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени. Для этого у глаголов существуют формы совершенного и несовершенного вида. Приведу примеры их текста В.А. Осеевой-Хмелёвой.
Для выражения действия, которое происходит в один момент, для выражения начала или окончания действия используются глаголы совершенного вида. Например, в предложении 10 «Я скоро совсем убегу из дома!» употреблен глагол «убегу» совершенного вида. При помощи
приставки у- от глагола несовершенного вида «бежать» образовался глагол «убежать». Таким образом, показано действие, направленное в будущее.
Чтобы рассказать о действии, которое происходит длительное время, используются глаголы несовершенного вида. Так, в предложении 59 «За обедом Павлик сидел притихший, потому что прислушивался к каждому слову брата». Используется глагол «прислушивался». Для образования глагола несовершенного вида к глаголу совершенного вида присоединяется суффикс-ва-, указывающий на длительность действия. Благодаря глаголу несовершенного
вида, мы понимаем, что герой очень внимательно долгое время пытался услышать слова брата. 
Итак, мы видим, что от того какого вида используется глагол, зависит смысл предложения, поэтому нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, считавшим, что «русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы… Какое богатство для изображения действительности заключается в русских глаголах, имеющих виды!».

В.Я. Брюсов говорил: «Возможность глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы – мощное средство обогащения русского языка глаголами». Нельзя не согласиться с высказыванием поэта, ведь на самом деле при помощи таких словообразовательных морфем, как приставки и суффиксы, образуется огромное число новых глаголов, приобретающих при этом разные значения. Приведу примеры из текста В.А. Осеевой-Хмелёвой.
Во-первых, любая приставка имеет определенное значение, поэтому при её присоединении изменяется и лексическое значение глагола. Например, в предложении 17 «Ну, из-за этого убегать  не стоит» употреблен глагол «убегать»., в котором одной из морфем является 
приставка у-, обозначающая удаление, отстранение. То есть, приставка изменила направление действия в предложении.
Во-вторых, суффиксы так же, как и приставки, при присоединении к глаголам, изменяют их значение. Так, в предложении 59 «За обедом Павлик сидел притихший, потому что прислушивался к каждому слову брата». Употреблен глагол «прислушивался», образованный от глагола совершенного вида «прислушаться» при помощи суффикса –ва-. Суффикс –ва- указывает на длительность действия, поэтому, читая предложение, мы понимаем, что герой долго и внимательно старался услышать брата.
Таким образом, действительно, В.Я.Брюсов был прав, говоря: «Возможность глагола присоединять к себе различные приставки и суффиксы – мощное средство обогащения русского языка глаголами».


Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
жизнеописания знаменитых греков и римлян»  о Демосфене.

  Известный лингвист А.А. Реформатский утверждал: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». Попробуем  доказать истинность данного суждения.
  Местоимения, действительно, являются словами-заместителями самостоятельных слов. Например, в предложениях 2, 3, 8, 20, 22, 23, 24, 26 местоимения  он, его замещают существительное Демосфен, в предложении 10 (мальчик – он), 15 (он и его друг – они).
Местоимения не имеют своего лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным из контекста. Без самостоятельных слов местоимения ничего не значат, они обесцениваются. (В высказывании А.А. Реформатского опущена та часть, где местоимения сравниваются с бумажными деньгами, существование которых оправдано только при наличии золотого запаса).
  Местоимения служат для связи предложений в тексте (указанные выше примеры). Они помогают избежать ненужных повторов. Однако необоснованное употребление местоимений может породить двусмысленность. Важно, чтобы было совершенно ясно, какое слово замещено. Поэтому  не стоит замещать местоимением, если рядом два существительных одного рода или во множественном числе. Следует учитывать, что возвратное местоимение  относится ко всем трём лицам.
Относительные местоимения служат средством связи частей в сложноподчинённом предложении. Например, в предложении 9 (красноречия – которое), 28 (упорство – с которым), что также помогает избежать повторов в речи.
   В научной грамматике местоимения не рассматриваются как отдельная часть речи, а соотносятся с самостоятельными частями речи и называются местоименными словами (местоимения-существительные: он, она, оно, они, вы…; местоимения-прилагательные:: мой, твой, чей…).
   Таким образом,  местоимения являются действительно вторичными словами.


     Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному  языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
          Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
    Одним из примеров богатства лексикона в этом тексте считаю использование автором в предложении 34 не словосочетания «березовый лес» или« серебряные березы», а «серебряный березняк», включающее в себя просторечное слово «березняк» и эпитет «серебряный», которое отражает любовь народа к белоствольным красавицам.
  Таким образом, не могу не согласиться с высказыванием Н.Г.Чернышевского, который утверждал, что «…правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».


           Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
          Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.  


  Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
 Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения «пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.


Напишите - сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н.Г.Чернышевского: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
  Русский  писатель и публицист Н.Г.Чернышевский говорил: «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Действительно,  слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи посредством определенных логических отношений, образуя словосочетания и предложения. Приведу примеры из текста А. С. Баркова.
    Так, в простом предложении 3 все слова согласованы между собой по смыслу и грамматически. Сказуемое «проспать» стоит в форме глагола второго лица, единственного числа. Дополнение, выраженное именем существительным «красота», и определение, выраженное местоимением «вся», логически употреблены в форме винительного падежа, единственного числа, женского рода. А вот слово «соня», являющееся обращением, как и положено по правилам синтаксиса, стоит в именительном падеже.

              Известный языковед, доктор филологических наук Г. Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают". Попробуем порассуждать на  эту тему.
Словарь, словарный состав языка иначе называется лексикой. Каждое слово называет либо предмет, либо действие, либо признак и т.д. Русский язык очень богатый, яркий и образный. Одним из средств выразительности является метафора. Метафора - это употребление слова в переносном значении. Например, в предложении 2 есть метафора "декабристы -- сердце русской истории". Благодаря использованию этого изобразительно-выразительного языкового средства автор создаёт яркий, запоминающийся образ.
Грамматика - раздел науки о языке,  который включает морфологию и синтаксис.  Предметом изучения синтаксиса являются словосочетания, предложения, слова, грамматически, не связанные с членами предложения.  Одним из таких грамматических явлений является обращение. Например, в  предложении 20 употреблено обращение "Саня". С помощью   именно такой формы не просто называется человек по имени, но и выражается отношение к нему - приятельское, дружелюбное, близкое. Обращение на письме выделяется запятой или  восклицательным знаком.
Таким образом, мы доказали, что с помощью слов человек выражает свои мысли, то, о чём он думает,  с помощью грамматики - как он относится к этому, как он думает. 


   "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика -- как они думают", -- утверждал известный лингвист Г. Степанов. Я разделяю его мнение и попробую доказать правоту данного высказывания.
Под словарём языка Г. Степанов имел в виду лексику. В разделе лексика изучается словарный состав языка, с помощью которого люди называют предметы, явления, действия, выражают своё мнение, отношение к окружающему. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли, то есть "словарь языка свидетельствует, о чём думают люди". Например, в предложении 4 автор с помощью сравнения показывает, как учитель  любит русскую классику, как он старается передать  это своим ученикам, с какой интонацией он постоянно произносил слова: "Мы изучаем литературу!"
Грамматика - это раздел науки  о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение, соединение в словосочетания и предложения. Грамматика объединяет морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил помогает человеку правильно и ясно излагать мысли. Например, в предложении 48 с помощью тире присоединяется распространённое приложение - расшифровка аббревиатуры ЛЮРС ("Любители русской словесности").
Таким образом, большой словарный запас и знание грамматических правил, а также  лексических значений слов помогают человеку точно и ясно выражать свои мысли, делают его речь богаче и ярче. Это подтверждает истинность  тезиса Г. Степанова.



        Николай Гаврилович Чернышевский утверждал: «Правила синтаксиса определяют  логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа,свидетельствует о его образе жизни». Я согласна с этим высказыванием, ведь логические отношения – это определение того, что в предложении является главным и второстепенным,  лексикон – объем слов, которыми пользуется народ.       Во-первых, например, в предложении № 28 «История жизни Демосфена, упорство,с которым он победил обстоятельства, преодолел, казалось бы, неодолимые препятствия и сумел стать тем, кем стремился, поучительна и для нашего времени» все слова согласованы между собой лексически и грамматически. В придаточной части простое глагольное сказуемое «преодолеть» выражено глаголом в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. Дополнение «препятствие», выраженное существительным, и определение «неодолимый», выраженное причастием, логически употреблены в форме винительного падежа, множественного числа. А вот вводное слово «казалось бы» не связано логически с другими словами и к нему нельзя задать от них вопрос. Таким образом, грамматическая основа говорит о том, кто и каким образом производит действие, а второстепенные члены указывают на признак предмета или действия. Во-вторых, одним из признаков богатства лексикона в тексте я считаю использование таких слов одной лексической группы, как: «оратор», «красноречие», «произношение». В тексте так много этих слов, так как в Древней Греции было популярно ораторское искусство.     Таким образом, слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяютсядруг с другом посредством логических отношений, образуя словосочетания и предложения.




Морфология

Имя существительное

Имя существительное – самостоятельная ЧР, отвечающая на вопросы кто? что? и обозначающая
 • живые существа: девочка, кошка, собака, мальчик
• явления природы: гроза, ветер, дождь, снег
• явления общественной жизни: митинг, забастовка, война, праздник
 • признак как предмет: синева, желтизна, белизна, синь
 • действие как предмет: бег, прыжок, приседание, ходьба
• абстрактные понятия: счастье, радость, печаль, дружба
 • конкретные понятия: дверь, окно, парта, стул
 Категории
Русскому существительному присущи словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевлённости/неодушевлённости и личности.
 Число у названий исчисляемых предметов и явлений форма единственного числа обозначает единичность, множественного числа — количество более одного: стол — мн. ч. столы, день — мн. ч. дни, дерево — мн. ч. деревья, гроза — мн. ч. грозы. Существительные с абстрактным значением имеют только форму единственного числа: мудрость, смелость; вещественные : молоко, керосин -либо тольео единственного числа, либо только форму множественного числа: духи́, консервы.
  Падеж
Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. Словоизменительная морфологическая категория падежа строится как противопоставление шести основных рядов форм и пяти дополнительных, различающихся окончаниями, причём окончания существительных выражают одновременно падежное значение и значение числа. У несклоняемых существительных падежные значения выражаются только формами согласуемых или координируемых слов (в предложении являющихся определением либо именным сказуемым). Шесть основных падежей:
 • именительный,
 • родительный,
 • дательный,
• винительный,
• творительный,
 • предложный. В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа выступают как с предлогами, так и без них. Для косвенных падежей существенно также, какой части речи они синтаксически подчиняются; различаются приглагольное и приименное употребление падежных форм.
 Основные значения именительного падежа в предложении:
 • значение субъекта действия или состояния — в слове, выполняющем синтаксическую функцию подлежащего: Мой брат изучает медицину, Книга мне нравится;
• значение предикативного определения субъекта — в слове, выполняющем функцию сказуемого: Мой брат — студент. В пределах текста (как обособленный член предложения или отдельное предложение), в диалогических репликах именительный падеж используется в функциях:
 • главного члена самостоятельного односоставного (назывного) предложения: Летнее утро. В воздухе тишина (Чехов);
 • обращения: Какой вы умный, Петя! (Чехов);
• ответной реплики, имеющей целью назвать предмет: Как ваша фамилия? — Иванов, Как называется этот предмет? — Фломастер. Все эти функции связаны с называнием предмета и с отсутствием синтаксической зависимости существительного от других слов в пределах предложения.
Именительный падеж широко применяется также вне текстового окружения как форма, несущая чисто назывную функцию, — например, в словарях, в перечнях (списках) предметов, в надписях, подписях, на этикетках, в заглавиях произведений.
Родительный падеж выражает значения:
 • принадлежности: рука матери, подарок отца, (взял) карандаш соседа;
 • прямого объекта:
 • при глаголах с отрицанием (вместо винительного падежа при переходном глаголе): я не читал этой книги, не знаю этих работ;
• при некоторых глаголах — и без отрицания: ждать приезда, желать успехов, бояться ответственности, избегать волнений;
• при отглагольных существительных со значением действия: чтение книги, уборка снега;
 • значение субъекта при отглагольных существительных со значением действия или состояния: разговор друзей, выпадение снега;
 • количественное — в различных случаях обозначения количества предметов, степени проявления признака в предмете, ограниченного объёма вещества или совокупности однородных предметов, а также их полного отсутствия: десять дней, несколько месяцев, он старше сестры на два года, килограмм крупы, стакан молока, купить хлеба, дать воды, настроить домов, нет денег, не сказал ни слова;
 Дательный падеж выражает:
 • значение адресата — лица, для которого осуществляется действие: дать книгу товарищу, послать письмо отцу;
• значение субъекта состояния — в безличных предложениях: Брату нравится путешествовать, Мне стыдно, скучно. Основное значение винительного падежа — значение прямого объекта, то есть объекта непосредственного приложения действия, состояния: рисовать картину, рубить дрова,знать английский язык. Другие значения:
 • значение субъекта состояния — в безличных предложениях при некоторых глаголах: Больного знобит, лихорадит, Его влекло на север;
 • значение меры и степени проявления действия, состояния: Пробыл в городе неделю, Отдыхал каждую зиму в горах, весить тонну, стоить рубль.
Творительный падеж выражает значения:
 • орудия действия: писать карандашом, разрезать хлеб ножом;
• прямого объекта — при некоторых глаголах: управлять самолётом, наслаждаться музыкой, заниматься любимым делом, владеть компьютером;
 • предикативного определения — в функции именного сказуемого: Он будет врачом, Он стал хорошим учителем; • субъектное значение — в пассивной конструкции предложения: Дом строится бригадой рабочих, Проект утверждён комиссией; • обстоятельственные значения: • места: ехать полями, идти лесом; • времени: То было раннею весной (А. К. Толстой), Я знал его ребёнком; • образа действия: петь басом, ходить толпой; • меры и степени: говорить о чём-либо целыми днями, закупать картофель мешками; • уточняющего признака — в приимённой позиции: земля, богатая нефтью, высокий ростом. Основные значения предложного падежа: • изъяснительное (разновидность объектного значения): рассказывать о прошлом, думать о сыне; • обстоятельственное значение места: Жить в лесу, на даче, хоровой кружок при клубе.
 Род
 Категория рода у имён существительных является классифицирующей или не словоизменительной (каждое существительное относится к определённому грамматическому роду) и строится как противопоставление трёх родов — мужского, женского и среднего. Существительные мужского рода семантически определяются как слова, способные обозначать существо мужского пола, существительные женского рода — как слова, способные обозначать существо женского пола, а существительные среднего рода — как слова, не способные указывать на пол. При этом у одушевлённых существительных мужского и женского рода (названий людей и частично — названий животных) связь с обозначением пола — непосредственная (ср. отец и мать, учитель и учительница, лев и львица), а у неодушевлённых существительных (частично — также у названий животных) — опосредованная, проявляющаяся как возможность стилистического переосмысления в образе существа соответствующего пола (ср. рябина и дуб в народной песне «Тонкая рябина», а также Дед Мороз, Царевна-лягушка и т. п.
 Особое место занимают так называемые существительные общего рода, способные обозначать лицо как мужского, так и женского пола и соответственно обладать грамматическими признаками мужского и женского рода (сирота, недотрога, плакса). У так называемых несклоняемых существительных способ выражения рода является единственным (ср. р. недавнее интервью, м. р. длиннохвостый кенгуру и т. п.). Способностью указывать на пол обладают также формы согласуемых и координируемых слов в сочетании с существительными общего рода (круглый (м. р.) сирота и круглая (ж. р.)сирота), а также с существительными мужского рода — названиями лиц по профессии, должности (врач, инженер, директор), которые могут при указании на женский пол лица сочетаться (только в форме именительного падежа) с формами женского рода координируемых и (реже) согласуемых слов: Врач пришла, У нас новая врач (разговорно).
Одушевлённость/неодушевлённость
 Существительные — названия лиц и животных относятся к разряду одушевлённых, все остальные существительные — к разряду неодушевлённых. Собирательные существительные — названия совокупностей, групп людей и животных (народ, толпа, стая, стадо и т. п.) — принадлежат к неодушевлённым. К одушевлённым существительным относятся зомби, кукла, ферзь, валет, туз. Существительные робот, микроб, вирус испытывают колебания: так, слово робот обычно является одушевлённым внаучной фантастике (Астронавигатор поприветствовал робота), но неодушевлённым, если употребляется в отношении реально существующего оборудования (На заводе установили новый промышленный робот). Одушевлённость выражается совпадением формы винительного падежа с формой родительного падежа во множественном числе (у всех одушевлённых существительных) и в единственном числе (только у слов мужского рода I склонения): вижу брата, братьев, сестёр, животных. У неодушевлённых существительных те же формы совпадают с формой именительного падежа: вижу стол, столы, книги, деревья. Одушевлённость/неодушевлённость существительных регулярно выражается также синтаксически — формой винительного падежа согласуемых слов (прилагательных и других слов, склоняющихся как прилагательные, а также — для одушевлённых существительных — числительных полтора, два, оба,три, четыре и собирательных числительных типа двое, пятеро): вижу своего брата, своих братьев, двух/двоих друзей, трёх подруг, пятерых солдат, но: вижу новый дом, новые дома. Все существительные, употребляемые только во множественном числе, — неодушевлённые; единственное исключение — слово Весы в значении знака Зодиака: В конце первого полугодия Весов ждут прекрасные любовные и дружественные отношения.
 Значение суффиксов
Личность не имеет у существительных в русском языке особого регулярного (категориального) морфологического выражения. Существительные со значением лица входят в более широкий разряд одушевлённых существительных. Личность выражается словообразовательно — целым рядом суффиксов существительных:
 • -ист: тракторист; • -щик: наборщик; • -льщик: носильщик; • -яг(а): бродяга; • -ак(а): служака, в том числе — в названиях лиц женского пола, мотивированных существительными мужского рода со значением лица: • -ниц(а): писательница; • -ш(а): секретарша; • -/j/(а): гостья; • -есс(а): поэтесса. • названия лиц, животных и грибов с уменьшительно – ласкательным суффиксом -/онок/- (орфографически также -/ёнок/-)
 • с уменьшительно – ласкательным суффиксом -/ат/- (-/ят/-): поварёнок — поварята, мышонок — мышата, опёнок — опята
 • названия групп людей с суффиксом -/ин/- • англичанин — англичане, армянин — армяне, мусульманин — мусульмане, крестьянин — крестьяне, дворянин — дворяне, гражданин — граждане, горожанин — горожане, римлянин — римляне, южанин — южане и т. п. • татарин — татары, болгарин — болгары (но: грузин — грузины)
 Склонение существительных 
Изменение существительных по числу и падежу называется склонением. В зависимости от набора окончаний (флексий) выделяются 3 основных типа склонения. • I[1] склонение включает существительные женского, мужского и общего рода с флексией -/а/ (орф. -а и -я) в именительном падеже единственного числа: карта, земля, юноша,сирота. • II[1]склонение включает существительные мужского рода с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: стол, конь; среднего рода с флексией -/о/ (орф. -о и -е):окно, поле; мужского рода с той же флексией: домишко, волчище, подмастерье. • III склонение включает • существительные женского рода с основой на мягкую согласную или на шипящую и с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: область, ночь,молодёжь и т. п.; Разносклоняемые • существительное мужского рода путь; • существительные среднего рода бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, семя, стремя, темя и дитя. • названия лиц, животных и грибов с суффиксом -/онок/- (орфографически также -/ёнок/-) меняют его на -/ат/- (-/ят/-): поварёнок — поварята, мышонок — мышата, опёнок — опята, и т. п.

 Синтаксические функции существительного – любой член предложения.

 Лев Васильевич Успенский: «Имя существительное – хлеб языка».
 К.Г.Паустовский: «Нет ничего такого в жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». Эти слова Успенского и Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.
 «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам».


 Глагол и его роль в тексте
Глагол - самостоятельная ЧР, отвечающая на вопросы что делать? что сделать? и обозначающая действие предмета, состояние человека, окружающей среды.
Начальная форма глагола - инфинитив, иначе называемый неопределенной формой глагола. Он образуется посредством суффикса -ть (после корней на согласные часто -ти(например, «идти»); с корнями на г и к сливается, давая -чь).
 Категория вида • Несоверше́нный вид обозначает действие в его течении, без указания на границу действия (отвечает на вопрос что делать?) (рисовать, петь). • Соверше́нный вид обозначает действие, ограниченное пределом (отвечает на вопрос что сделать?) (нарисовать, спеть). Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида: • принадлежать, разгуливать (только несовершенный вид); • грянуть, зашагать, очутиться (только совершенный вид). Есть глаголы, совмещающие значение несовершенного и совершенного вида — двувидовые глаголы (велеть, обещать, ранить
 Переходные и непереходные глаголы 
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительными, числительными или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными. Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога: 1) если есть отрицательная частица "не" перед переходным глаголом: понял задачу — не понял задачи; читал роман — не читал романа; терять время — не терять времени; 2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) — выпил воды (часть), принести дрова — принести дров. При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа — оно должно называть объ¬ект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью. Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.









В отдельных случаях присоединение приставки к непереходному глаголу превращает его в переходный;ср.: идти по улице — перейти улицу. В зависимости от лексического значения один и тот же глагол может быть переходным или непереходным; ср.: бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду) — бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку)’, вертеть пальцы (крутить, причиняя им боль) — вертеть пальцами (от нечего делать); двигать ногу (чтобы ступить) — двигать ногой (во сне); косить глаза на что-либо — косить на оба глаза (быть косоглазым); наблюдать что-либо (проводить наблюдения: наблюдать солнечное затмение) — наблюдать за чем-либо (иметь надзор: наблюдать за поведением учеников); торговать что-либо (прицениваться: торговать лошадь)— торговать чем-либо (вести торговлю: торговать фруктами); удовлетворять что-либо (исполнять просьбы, желания, требования: удовлетворять потребности населения) — удовлетворять чему-либо (быть вполне отвечающим чему-либо: удовлетворять вкусу).При отсутствии в предложении прямого дополнения переходный глагол выступает в функции непереходного. Ученик хорошо читает (указывается присущее данному лицу свойство). Переходные глаголы иногда называют прямо-переходными или собственно-переходными (ср.: косвенно-переходные глаголы).

 Спряжения глаголов
 Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам. Спряжениями (спряжение как категория) также называются группы глаголов, окончания которых при изменениях в настоящем и будущем простом времени по лицам и числам меняются одинаково. Существует два спряжения: I и II. Определяют спряжение следующим образом — если у глагола в форме 3-его лица множественного числа ударное окончание -ут, -ют, то это глагол I спряжения. Если же ударное окончание -ат, -ят, то это глагол II спряжения. Только в случае, если окончания 3-го лица множественного числа безударны, применяют следующий приём. Следует учитывать, что он не действенен для глаголов с упомянутыми ударными окончаниями: из проверки описанным ниже приёмом глагола шить следует, что он II спряжения, а из проверки описанным выше — I спряжения. Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых: 1. Инфинитив оканчивается на -ить (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться' («основываться, строиться») изыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы¬биться употребляются только в форме 3-го лица единственного и множественного числа, остальные формы не употребляются.). 2. Глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -еть (смотреть, видеть, тер¬петь, ненавидеть, обидеть, зависеть, вертеть) и на -ать (гнать, держать, слышать, ды¬шать). Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению. Приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения, что и бесприставочные (гнать — догнать — пере¬гнать — выгнать и т. д. — II спряжение). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать — гнаться — II спряжение). Спряжение — это постоянный признак глагола. Разноспрягаемые глаголы: 1. бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу — бежишь — бежит — бежим — бежите), кроме 3 лица множ. числа — бегут (по I спряжению); 2. чтить — изменяется по II спряжению (чтишь — чтит — чтим — чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб¬ляется реже, чем чтут; 3. брезжить («рассветать, чуть светиться») — имеет все формы, как у глаголов II спряжения (брезжу — брезжишь — брезжит — брезжим — брезжите), кроме 3 лица множ. числа — брезжут (по I спряжению). В I—II лицах употребляется крайне редко: «Забрезжишь силуэтом робким // Забрезжишь невпопад мольбой» .
Глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и будущем времени. Причем если форма будущего времени сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол находится в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам), однако изменяются по родам и числам: он взял, она взяла́, оно взяло, они взяли
Непостоянные признаки
 Наклонения 
Изъявительное наклонение описывает реальное действие. Изъявительное наклонение имеет формы времени: глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени (настоящую, прошедшую и сложную форму будущего, состоящую из двух слов (спрягаемый глагол «быть» и инфинитив данного глагола) — читаю, читал, буду читать), а глаголы совершенного вида — только две формы времени (прошедшую и простую форму будущего — прочитал, прочитаю).
 • Условное (реже сослагательное) наклонение обозначает действия желаемые или возможные, но зависящие от каких-либо условий. Оно формально строится из формы прошедшего времени и раздельно пишущейся частицы бы (читал бы, написала бы).
 • Повелительное наклонение выражает волю говорящего — просьбу, приказание, побуждение к действиям. Оно образуется от основы настоящего или будущего простого времени при помощи суффикса -и- или нулевого окончания (пиши, читай, оставь, ложись). Форма единственного числа имеет нулевое окончание, а форма множественного числа — окончание -те (бери — берите, беги — бегите, рисуй — рисуйте).Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, стремиться, жаждать, желать, читать, брезжить.
Времена
 • Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи (делаю это сейчас, пишу письмо, ремонтирую холодильник).
 • Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи (сделал это вчера, написал письмо, отремонтировал холодильник). У большинства глаголов форма прошедшего времени строится от основы инфинитива добавлением суффикса -л. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам (в единственном числе), принимая соответствующие окончания.
Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи (сделаю это завтра, напишу письмо, отремонтирую холодильник). Формы будущего времени глаголов совершенного вида образуются от основы простого будущего времени с помощью тех же окончаний, что и формы настоящего времени глаголов несовершенного вида (такая форма называется формой простого будущего времени): напишу, расскажу, принесу. Формы будущего времени глаголов несовершенного вида образуются присоединением форм буду, будешь, будет, будем, будете, будут к инфинитиву глагола несовершенно¬го вида (такая форма называется формой составного будуще¬го времени): буду писать, буду рассказывать, буду нести.
Лицо
Лицо указывает на говорящего (я, мы) (1-е лицо), собеседника говорящего (ты, вы) (2-е лицо), лицо или предмет, не участвующие в речи (он, она, оно, они) (3-е лицо). Существуют также безличные глаголы, выражающие действия и состояния, протекающие сами по себе, без действующего лица (вечереет, знобит, рассветает, смеркается).
 Синтаксическая роль – любой ЧП

 Л. Н. Толстой: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы – значит дать движение фразе».
 В. Г. Белинский: «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».
 В. И. Даль: «Глагол – это речь человека, разумный говор – язык».
А. А. Потебня: "Каким же образом действительный глагол, по сущности переходящий, может быть в то же время непереходящим и, наоборот, средний, по сущности непереходящий, может быть в то же время переходящим?" 
П.С. Кузнецов писал: «Части речи представляют собой классы слов, разграничиваемые по определенным морфологическим признакам, по наличию у них тех или иных форм словоизменения».
А. Югов: “Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!”

Роль в тексте:
-Глаголы описываю действия человека и природные явления.
 -Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.
 -Глагол может передать и последовательность движений.
-С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком, речью. Из живущих на земле существ только человек обладает даром речи. Чтобы назвать этот бесценный дар, человеческий гений создал большое количество глаголов, обозначающих речь, мысль, чувства. И. С Тургенев, например, в романе « Отцы и дети» употребил свыше 100 глаголов, обозначающих речь. Вот некоторые из них: повторит, шепнуть, закричать, прибавить, сказать, воскликнуть сообщить, возразить, намекнуть, переспросить.
 - Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего: приуныть, обрадоваться, провозгласить - Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего: нахмуриться, улыбнуться, усмехнуться.
 -Глаголы звучания.
 -Глаголы труда и т.д.



А.А. Потебня: «Местоимения, кроме некоторых слов, означают ... явления и восприятия, но обозначают их не посредством признака, взятого из круга самих восприятий, а посредством отношения к говорящему, то есть указательно».




 В.В. Виноградов: "Служебные части речи выражают модальность высказывания, определяютточку зрения говорящего на отношение речи и деятельности".


Жизненные примеры для сочинения

Комментариев нет:

Отправить комментарий